УТРЕННЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

Ильин день праздник 2 августа: традиции, ритуалы, заговоры, обряды и многое другое

Ильин день праздник 2 августа: традиции, ритуалы, заговоры, обряды и многое другое

2 августа - день памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.

Ильин день (Илья-пророк) - день памяти ветхозаветного святого пророка Илии, отмечаемый 20 июля / 2 августа является и по сию пору одним из самых любимых и почитаемых праздников.

Ильин день славится своими магическими обрядами, приметами и заговорами

Святой пророк Илия (Илья) жил в IX в. до Рождества Христова. Ветхозаветный образ Илии характеризуется легендарными, мифопоэтическими чертами. Илия представляется ангелом в образе человека, который не имеет ни предков, ни потомства; "птицей небесной", облетающей мир и появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; чудесным исцелителем, советником в брачных спорах, примирителем детей и родителей – за этими самыми благами и имеет смысл к нему обращаться, в особенности в его собственный праздник - 2 августа.

Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространен, на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Так, святому Илии приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником - языческим Перуном-громовержцем.

отмечался не только сам Ильин день, но и придавалось большое значение его канунам: "Баскому Четвергу" - четвергу на "Ильинской неделе", в который выпекали специальное обрядовое печенье - "колоб" и Ильинской пятнице.

Народ верил в то, что Илья управлял плодородием земли и без его воли не будет собран хороший урожай, поэтому об Илье говорили: "Пророк-Илья - воевода небесных сил" (пермск.); "Илья грозы держит и наводит", а услышав гром отмечали: "Илья великий гудит" (нижегородск.); "Илья-пророк по небу на колеснице ездит"; (вар. "Илья едет на колеснице, запряженной быком и львом" (сибирск.); "Илья-пророк - громобой". В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи-пророка, а день его памяти называли "громовым" праздником. Следили: "Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню"; "Гром беспрерывен - будет град"; "Гром гремит громко и не резко - к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно" и т.д. На Илью часто бывают так называемые "воробьиные ночи" с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот и мучается бессонницей человек.

Чтобы отвести опасность от своего дома, полей, скота крестьяне вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, а также закрывали полотном или выносили из дома все светлые и блестящие предметы - самовары, зеркала и др., так как, по народным представлениям, Илья-пророк считал роскошью иметь такие предметы в крестьянском быту, мог послать молнию и спалить дом (вологодск.).

В некоторых местах Илью задабривали приношениями. О том, какие дары более угодны Илье, известна легенда, рассказывающая о двух спорящих об этом соседей, решивших возникшее разногласие тем, что и "от овцы свято и от пчелы свято" (орловск., вятск.)

Кроме того, чтобы умилостивить грозного пророка в Ильин день не разрешалось работать в поле ("На Ильин день в поле не работают"; "Кто робит в Илью, того гром убьет") и огороде. Считали, что если в этот праздник поработать в огороде или даже просто зайти туда, то огурцы сгниют на корню и опадут, а капуста сделается мягкой. Нельзя было и косить сено: "Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет" (пермск.); "На Ильин день стогов не мечут - спалит грозой"; "На Илью грех возить сено - Илья сожжет его".

Предания и поверья приписывают Илье-пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев (так называемых "гремячих" или святых), произошедших от удара огненных ("громовых") стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами св. Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.

По народным поверьям, огненными стрелами-молниями, пускаемыми на землю, Илья-пророк очищает ее от нечистой силы и дьявола (пораженная нечисть глубоко уходит в землю и выходит обратно через семь лет /Московская губ./). Чтобы нечистая сила, прячущаяся от Ильи-пророка, не могла проникнуть в дома и чтобы его гнев не достиг самих людей, соблюдался целый ряд охранительных мер: хозяева не пускали в дом кошек и собак, так как нечисть искала убежища внутри них, держали наготове ружья, опасаясь того, что нечистая сила в облике волков и других зверей может приблизиться к жилью, а змеи искусают людей и животных; рыболовы не ели пойманную во время грозы рыбу, у которой красные глаза, так как в ней спрятаны черти; старались не прятаться в воде и под деревом, особенно под сосной с двумя верхушками, бегать по дорогам и межам, громко разговаривать и кричать, стрелять и петь; во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь лампадку, крещенскую или четверговую свечу; креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: "Свят, свят господь бог Саваоф" или "Илья-пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей", при этом необходимо быть с непокрытой головой.

Имя самого Ильи-пророка проникло в "целительные" поверья и заговоры. К нему обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору очес, сглазу, падучей, сибирской язвы, при этом произносили заговор: " …на том Окияне море стоит Божий остров, на том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имя рек) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает…" (Великорусские заклинания. 1994. С. 81). Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи-пророка; а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Перуна), из-под которых вытекали бы ключи, вымоченная в этих ключах и привешенная к ладанкам (тульск.).

Кроме того, помогал Илья от укуса змеи, был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве-заговоре "от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча": "Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел, и пулкя, и дробь, и ядро стой, не ходи ко мне" (Иваницкий Н.А. 1890. № 7. С. 135); в заговоре от колдуньи, напустившей на человека порчу: "Еще покорюсь я, раб Божий (имя рек), Илие пророку: свет ты, Илья пророк, огненна карета и огненна колесница, туго ты тянешь, метко стреляешь, врага и супостата убиваешь и огнем опаляешь, чтобы меня, раба Божия (имя рек), не испорчивать, не исколдовывать ни колдунье, ни злому и лихому человеку, ни злой крови и думе злой, помышлению, встречному и постижному, и на питие и на еже в пиру, в беседе, во всякой смертной потехе" (пермск.- Агапкина Т.А. 1994. С. 113). Недаром, чтобы не пострадать от Ильи-пророка "пережинщицы" - колдуньи, совершившие заломы во время цветения ржи или другого хлеба с целью, чтобы созревшее зерно было перенесено в житницу последних (см. Иван Купала) - купались в Ильин день между заутреней и обедней, желая очиститься от совершенного греха.

Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее - оленя), известные под названием "мольбы", "жертвы", "мирские складчины", "братчины", "быкобои". Обряд жертвоприношения имел под собою языческую основу и нес вполне определенное магическое значение - обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье.

Заговор на привлечение денег на Ильин день

В Ильин День (2 августа) обсыпать свои комнаты заговоренным маком. Заговаривают мак так:

    Илья щедрый, расщедрись на мой мак так,
    Чтоб он народил мне пятак,
    Пятак народил десятку,
    Десятки народили бы мне достатки.
    Ключ, замок. Язык.
    Аминь. Аминь. Аминь.

Пусть мак полежит в доме хотя бы дня 3. после можно вымести и под дерево. Откупы не нужны.

Приворот на Ильин день

Если девица хочет, чтобы любимый никогда от нее не ушел, любил только ее одну и ни на кого не смотрел, то нужно совершить такой обряд. Встать с зарей раннею, в Ильин день, ни с кем словом не перемолвившись, отправиться на речку. С собой взять камень, к которому привязан Ваш локон. Камень этот забросить в речку и прочитать заговор.


    Я раба Божья (имярек)

    Камень бросила далеко,

    Камень бросила глубоко.

    Не доплыть до него, не добраться.

    Так бы Раб Божий (имярек) не покинул меня

    Ни на глубину реки, ни на длину ноги.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Ныне и присно и во веки веков.

    Аминь.

Поговорки и приметы

  • Илья грозы держит.
  • «Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде» (укр.).
  • Илья словом дождь держит и низводит.
  • Илья наделяша (наделяет хлебом).
  • Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
  • Не коси — сено от молний сгорит.
  • Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник.
  • «Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белор.).
  • «Илья надзелив гнильля» (белор.).
  • До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть, после Ильина — пуд навозу.
  • Илья-пророк — косьбе срок.
  • Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
  • Илья пророк — копны считает.
  • «На Іллі новий хліб на столі» (укр.).
  • Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
  • Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
  • Ильинская соломка — деревенская перинка.
  • Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (новой) соломе.
  • На Илью до обеда — лето, после обеда осень.
  • На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
  • С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной».
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • «Илья в воду налья» (укр.).
  • На Илью и купаться нельзя.
  • До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
  • На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • Ильин день без гроз не стоит.
  • Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
  • Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
  • С Перунова дня собирают горох.
  • От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
  • Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • «На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белор.).
  • На Илью начинали пахать паровое поле (белор.).
  • До Ильи хоть одним зубом подери.
  • К Ильину дню заборанивай пар.
  • К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
  • До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
  • Илья Пророк три часа приволок.
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
  • В Ильин день с утра облачно — сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень — средний сев; а вечером облачно — сев поздний и урожай плохой.
  • Открываются волчьи норы — весь зверь бродит на свободе.
  • Богат, как ильинский сот.
  • Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
  • На Илью — первое подрезывание сотов на пчёльнике.
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
  • «Дождь слепой, — гласили деревенские святцы. — Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“. А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут».
  • Докучлив, как ильинская муха.
  • Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).

Знание - сила! Поделись знанием с другими и увеличится твоя Сила:

Благодарность и благотворительность - верный путь к достатку и благополучию!

Всё о развитии человека и самопознании Яндекс.Метрика
Рейтин<span id=Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра."/> ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Эзотерический портал Живое Знание - место духовного развития и обмена Новым Знанием.